Цветы иван да марья


Иван да Марья – так называют несколько видов растений. Чаще всего оно относится к марьяннику дубравному, у которого есть еще и другие названия:

  1. двуцветник,
  2. иванец,
  3. брат с сестрой,
  4. медунка,
  5. липняк,
  6. золотушная трава,
  7. желтушка,
  8. иванова или меткая трава.

Мужское и женское имя в народе давали растениям, которые цветут разноцветной или отличной по форме парой соцветий. К ним относится шалфей луговой, барвинок, живучка женевская, фиалка трехцветная, кампанула.

Иван да Марья
Иван да Марья

Красочное название цветку дали за контрастное сочетание желтого венчика цветка с фиолетовым прицветником. Такое необычное явление связывают с легендой о трагической любви юноши и красавицы. Иван ассоциируется с желтым цветом, а Марья с фиолетовым. Цветок предки наделяли магическими свойствами и держали в доме в качестве оберега супружеского счастья и защиты от злых сил.


Иван да Марья входит в состав венка для гадания на Ивана Купалу. Союз желтого и синего цвета считается соединением стихий воды и огня. По поверьям, цветок способствует установлению союза между человеком и богами, небесным и земным. Цветок дает вечное счастье, гармонизируя стихии инь и янь.

Траву, собранную в Купальскую ночь, связывали в веники и отправлялись париться в баню, чтобы обрести здоровье и благополучие.

Название

Иван да Марья или марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum) относится к травянистым однолетникам. У него прямой, разветвленный стебель 15-60 см в высоту с опушением из белых ворсинок. Супротивные листья зеленого цвета сердцевидные у основания с заострением к краю. Корень тонкий и неразвитый, поэтому цветок без усилий выдергивается из земли.

Название

Иван да Марья или марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum) относится к травянистым однолетникам. У него прямой, разветвленный стебель 15-60 см в высоту с опушением из белых ворсинок. Супротивные листья зеленого цвета сердцевидные у основания с заострением к краю. Корень тонкий и неразвитый, поэтому цветок без усилий выдергивается из земли.

Melampyrum nemorosum
Melampyrum nemorosum

Описание


Марьянник привлекает внимание эффектной, двуцветной окраской кистей, в чем не сложно убедиться по фотографии.

Цветки на коротких цветоножках сочного желтого цвета собраны в верхушечные соцветия, похожие на колосовидную, однобокую кисть. Их украшают зубчатые, яйцевидные прицветники фиолетового цвета в верхней части и зеленые у основания. Окраска прицветника может быть малиновой, ярко-лиловой или синей. Цветочная чашечка напоминает вытянутый колокольчик. Формируются соцветия в пазухах верхушечной листвы.

Период цветения длится с мая по сентябрь. Завершается формированием маленького яйцевидного плода. Коробочка содержит продолговатые, трехгранные семена темно-бурого цвета. После опадания семена успевают прорасти, и в октябре уже формируется корневая система, которая позволяет перезимовать под опавшими листьями. После таяния снега развитие продолжается.

Марьянник дубравный
Марьянник дубравный

Особенности растения


Небольшие цветки обильно выделяют нектар, привлекающий пчел, а плоды служат пищей для лесных обитателей.

Интересно, что благодаря ароматным маслам на семенах их полюбили муравьи и активно перемещают по своим тропам, где весной вырастают густые заросли. Таким образом цветок Иван да Марья (фото) распространяется на новых территориях.

Муравьи разносят семена
Муравьи разносят семена

Марьянник дубравный считается полупаразитом. Его корневая система образует присоски, которые крепятся к корневищам соседних растений и подпитываются их соком. Успешно паразитирует на ели, орешнике, иве, ольхе, медунице и пастушьей сумке. Когда питающее растение ослабляется, то гибнет вместе с ним.

Цветок распространен в лесах и лесостепи. Встречается на лесных опушках лиственного типа, в рощицах, среди кустарников, на влажных лугах и склонах оврагов. Выбирает для роста тенистые места, где образует густую поросль.

Распространенные виды

В род марьянник входит 13 видов растений. Из них в условиях средней полосы растут:

  • марьянник дубравный
  • марьянник полевой
  • луговой
  • лесной
  • марьянник разрезной

Полезные свойства

Марьянник дубравный – ядовитое растение, требующее осторожного обращения. Тем не менее, давно применяется в траволечении как средство, оказывающее седативное, ранозаживляющее, противосудорожное и противовоспалительное воздействие.

Цветы Иван да Марья используют при сердечных заболеваниях и проблемах с пищеварением, при ревматизме, гипертонии, невралгиях и эпилепсиях. Целебные ванны готовят при кожных болезнях, таких как экзема, чесотка, сыпь, диатез. Чай из марьянника пьют при золотухе.

Лекарственным сырьем являются стебли, листья, цветки и даже семенные коробочки. Наземную часть заготавливают во время цветения.

Когда-то отвар из плодов марьянника использовали для окрашивания тканей в желтый цвет и как инсектицид против насекомых.

Марьянник полевой
Марьянник полевой

Домашний цветок Иван да Марья

Комнатной разновидностью Ивана да Марьи является бегония клубневая, которая существенно отличается от дикорастущего вида. Внешне она похожа на кустик с округлыми у основания листьями, вытянутыми в одну сторону. Контур листка с мелкими зубчиками. Цветок выбрасывает два типа бутонов. Одни махровые, похожие на бутоны красных роз, а другие обычные, из 5 лепестков.


Луговой
Луговой

Клубни бегонии для посадки должны быть без повреждений и признаков гнили. На проращивание их выставляют в феврале. Контейнер заполняют рыхлым субстратом с добавлением торфа. Клубни выкладывают на влажную поверхность и не присыпают. Держат в светлом и теплом месте. Грунт добавляют, когда ростки достигнут 6-8 см. Цветение наступает в июне и длится до осени. Полив умеренный, по краю горшка. Рекомендованы органические и минеральные подкормки.

Многолетний комнатный цветок размножается семенами и черенками.

Выращивание в саду

При выращивании Иван да Марьи на садовом участке, в декоративных целях либо на лекарственное сырье, начинают с подготовки почвы. Она должна быть рыхлой и влажной. Под предварительную перекопку вносят подкормку из коровяка.

Закладку семян проводят в зиму, чтобы весной получить ранние всходы и майское цветение. Следует учитывать, что у марьянника низкая всхожесть семян и весной посевы придется обновить. Крупные семечки вдавливают в почву или присыпают тонким слоем земли. Для развития и яркого цветения цветку необходима влажная среда.


Участок выбирают в полутени, чтобы солнечные лучи смогли придать яркости соцветиям. Подкормки Иван да Марье не требуются. Цветок самостоятельно добывает питательные вещества от других растений или синтезирует.

Выращивание марьянника дубравного на садовых участках не получило распространения по той причине, что растение полупаразит. Иногда его высаживают в садах в натуральном стиле в качестве бордюрного растения либо оформляют композиции с камнями и декоративными корягами в сочетании с небольшими растениями.

Посмотрите также видео по теме:

rasteniyadom.ru

Цветок Иван-да-Марья: описание

Иван да Марья – травянистое растение-полупаразит с ветвистым, прямым стеблем высотой от 15 до 60 см. Паразит на иве, ольхе, ели, орешнику, а также на травянистых растениях. Стебель покрыт белыми волосками обращенными вниз. Листья супротивные, яйцевидные, ланцетно-заостренные, в основании – сердцевидные, суженные в небольшой черешок.


Соцветье – верхушечная, редкоцветная колосовидная кисть. Прицветники супротивные, яйцевидно-сердцевидные, заостренные с зубчиками, у основания и вдоль жилок опушенные. Прицветники нижней части соцветия зеленные, средней – сине-фиолетовые у основания, верхние – полностью фиолетовые.

Чашечка трубчатая с долгозаостренными зубчиками (примерно на пол длины чашечки). Цветки неправильные, цветоножки небольшие, опушенные, обращенные в одну сторону. Венчик двугубый, желтый, с красноватой трубкой и нижней губой.

Продолжительность цветения – с мая по сентябрь. Растет на полянах и опушках, в дубравах, среди кустарников, на болотистых лугах.

Цветок получил свое народное название из-за резкого контраста желтого венчика и фиолетовых прицветников. Есть множество разновидностей легенд, которые объясняют это явление, и все их объединяет сюжет трагической любви молодца Ивана и красавицы Марьи (в более ранних версиях – Купала и Костромы).

Желтый цвет цветка приписывали юноше, а фиолетовый – девушке. Причины, по которым у молодых людей не сложилась судьба, у разных историй отличаются, но с тех пор растут и радуют людей эти интересные яркие цветы.

Фармакопейным растением не является , хотя считается перспективным для фармакологических исследований. Известно его применение цветка иван да марья как инсектицидного, противовоспалительного и ранозаживляющего в народе. В хозяйстве отвар семян раньше использовали для окраски тканей в желтый цвет, а также для борьбы с насекомыми.


Польза и вред для здоровья человека

Растение ядовито. Его наземная часть содержит алкалоиды и гликозиды, в их числе – аукубин и дульцит. Особенно ядовитые семена. Может вызывать сильные отравления также и в животных, которые его едят. Принимать внутрь — осторожно.

Известна польза цветка иван да марья для организма при болезнях сердца, ЖКТ и желудка, гипертонической болезни, эпилепсии, невралгиях. Наружно рекомендуют использовать при чесотке, диатезе, туберкулезе кожи, сыпях, ревматизме, для промывания ран. Марьянниковый чай пьют при золотухе.

Употреблять нужно точно по инструкции. Несоблюдение дозировки может нанести вред человеку. Основные проявления передозировки и отравления:

  • слабость;
  • боли в желудке, за грудиной;
  • тошнота и рвота;
  • сонливость;
  • ослабленная сердечная деятельность.

Лечение в таком случае: промывание желудка, сорбенты, если нужно – симптоматическая терапия (кофеин, валидол, нитроглицерин и т.д.).

Научно доказано, что настой цветка иван да марья характеризируется успокаивающим эффектом, сходным с таким от транквилизаторов. Он будет полезный для лечения начальной стадии эпилепсии.

Противопоказания

Точно определенных противопоказаний не имеет, но как ядовитое растение не рекомендуется применять внутрь беременным, детям и при индивидуальной непереносимости.


123074140_4085414_ivandamaria1

Применение травы Иван-да-Марья

Экстракты цветка иван да марья имеют нейролептические свойства. Они оказывают седативное, гипотензивное кардиологическое, и противосудорожное действия. Наружно используется при заболеваниях кожи, порошок из сушеного растения, а также сок из свежего – для заживления ран.

При болезнях кожи

Издавна используется растение иван да марья при заболеваниях кожи: сыпи различной этиологии, экзема, туберкулез кожи, демодекоз, чесотка, золотуха. Для ванн, а также местных обмыванийприменяют настой.

Рецепт настойки: 3 столовых ложки травы необходимо залить 1 л кипятка и настоять 2 часа, затем — процедить.

В нем также при диатезах купают детей.
Также из травы на места пораженные чесоточным клещом и твердые опухоли делают припарки. Сок или сушеный порошок растения использовали для ускорения заживления ран.

Настойка при болезнях сердца

В виде настойки применяется иван да марья при болях в сердце, вызванных спазмом сосудов. Она оказывает также общеукрепляющий эффект на сердечно-сосудистую систему и стимулирует нервную.


Настойка марьянника рецепт: 1,5 столовых ложки сырья необходимо залить 0,5 л водки, настаивать, периодически встряхивая 2 недели.

Пить нужно 2-3 недели по 1 столовой ложке 3 раза в день, потом следует сделать 1 неделю перерыва, после – продолжить лечение.

Рекомендуют также сочетать прием настойки марьянника с настойкой мордовника.

Рецепт отвара от давления

Отвар либо настой травы иван да марья пьют при гипертонической болезни. Можно также употреблять приготовленную по рецепту указанному выше настойку иван да марьи при давлении.

  • 1 столовая ложка травы заливается 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, тщательно процедить и пить по 1 столовой ложке 3 раза в день;
  • 10-20 г сырья необходимо залить 200 г воды, настоять на водяной бане 30 минут, процедить отвар и добавить кипяченой воды до первоначального объема. Пить по 1 столовой ложке 2-3 раза в день.

Настойки при невралгии и эпилепсии

Эффективны препараты из растения при эпилепсии. На начальном этапе заболевания настой цветка используют для лечения, а на более поздних – как дополнительное средство для послабления судорог, что позволяет уменьшить дозу потребляемых противосудорожных препаратов. Отвар цветка необходимо пить по полстакана 2 раза в день.
При невралгии делают ванны из настоя и отваров растения иван да марья.

Применение при беременности

Растение ядовитое. При беременности не рекомендуется препараты на его основе принимать внутрь.

При стрессах

Действие активных веществ марьянника направлено в основном на нервную и сердечно-сосудистую системы. Настой и настойку его рекомендуют пить при стрессах, депрессиях, а ведь они являются основной причиной многих женских заболеваний. Также цветок в составе сложного сбора применяют при лечении женских доброкачественных образований.

От заболеваний кишечника и желудка

Настой травы иван да марья для желудка пьют дважды в день по полстакана. Он помогает при воспалительных заболеваниях ЖКТ.

Сбор и заготовка растения

Наземную часть марьянника, которая используется как сырье, заготавливать следует во время активного цветения (май – сентябрь). Ее можно срезать или выдергивать прямо со слабо развитым корнем. Сушить — в закрытом от прямых солнечных лучей месте, которое к тому же должно хорошо проветриваться. Хранить можно до 10 месяцев, желательно в бумажных пакетах или стеклянных емкостях. Плоды (коробочки) можно собирать по мере дозревания с июля по сентябрь.

fitohome.ru

Лекарственное растение иван-да-марья Легенда о цветке иван-да-марья говорит о юноше Иване и девушке Марье, которые решили никогда не разлучаться и превратиться в красивые цветки. У Ивана с тех пор — рубаха лиловая, а у Марии — желтый платочек. Так и стоят они и никуда друг без друга… В память о двух любящих сердцах и прозвал народ цветок Иван-да-Марья.

Растение иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.), иначе называемое в народе: марьянник дубравный, брат и сестра, братка, медунка, желтяница, медянка, огнецвет, желтушка, иванова травка, трехцветная трава, луговой звонец — один из четырех цветков атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Но все больше его знают как растение адам-и-ева (иван-да-марья))…

В народе считалось, что цветы ивана-да-марьи, собранные на Купалу защищают дом от черных людей весь год, а трава восстанавливает мир в семье между супругами. Растение интересно еще и тем, что его семена, привлекают муравьев своими ароматными мешочком, в результате они растаскивают их по лесу, распространяя растение…

Описание растения иван-да-марья.

Травянистое, однолетнее растение семейства норичниковых иван-да-марья вырастает в высоту на 15 — 50 см. На корнях растения есть присоски, которые прикрепляются к корням других растений и подкармливается от них соком.
Стебель марьянника дубравного — ветвистый, прямой, опушенный белесыми волосками, опущенными вниз. Листья яйцевидно-ланцетные, супротивные, цельно- крайние, длиннозаостренные.

Цветок иван-да-марья поникший, все цветки сидят по одному на коротких цветоножках, в пазухах верхних листьев, повернуты в одну сторону, группируясь в рыхлую кисть. У каждого цветка есть прицветный лист, фиолетового, ярко-лилового, малинового или синего цвета, окрасим более интенсивнее у верхушки. Венчик ярко-желтый, чашечка длинноопушенная. Плод ивана-да-марьи – коробочка в форме яйца, раскрываясь делится надвое. Цветение растения можно наблюдать начиная с конца весны и до осени.

Где растет огнецвет (иван-да-марья)?

Лекарственное растение иван-да-марья распространено в лесостепной и лесной европейской части России, на северо западе и западе лесостепи Украины, на Кавказе, занесли его и в Сибирь. Встречается в лиственных лесах, в кустарниках, по опушкам, на меловых склонах и сырых торфяных лугах.

Фото растения иван-да-марья.

Лекарственное растение иван-да-марья

Фотография цветка медунка (ивана-да-марьи).

Лекарственное растение иван-да-марья

Можете увидеть более крупную фотографию цветка, если нажмете на фото.

Заготовка растения иван-да-марья.

Для изготовления препаратов применяется лечебная трава иван-да-марья (цветки, стебли, листья) и плоды. Плоды растения собирают в июле — сентябре, надземную часть — в мае – сентябре. Траву сушат в тени, под навесом, хранят не более 10 месяцев отдельно от других растений.

Химический состав растения иван-да-марья.

В состав растения входят гликозид дульцит, алкалоиды, в семенах найден ядовитый гликозид аукубин.

Лечебные свойства травы иван-да-марья.

Растение медунка обладает местным раздражающим, инсектицидным, наркотическим, ранозаживляющим и противовоспалительным воздействием.

Применение растения иван-да-марья.

Народная медицина нашла применение настою травы при болезнях сердца, желудка, крапивнице, золотухе, а наружно использует в виде обмываний и ванн при различных сыпях, золотухе, чесотке и экземе, диатезе и туберкулезе кожи.

Свежая размельченная надземная часть лекарственного растения заживляет раны. Водный отвар плодов растения ивана-да-марьи используют для уничтожения насекомых как инсектицид. Также трава марьянника дубравного применяется при эпилепсии.

Медунка: рецепты для лечения.

Настой из ивана-да-марьи.

3 ст. л. травы лекарственного растения марьянника дубравного облейте литром кипятка, выдержите 2 часа, фильтруйте. Применяйте для обмываний и местных ванн при заболеваниях кожи.

Настой ивана-да-марьи при эпилепсии.

1 ст. л. травы лекарственного растения ивана-да-марьи облейте стаканом кипятка, выдержите 30 минут, а затем фильтруйте. Пейте по половине стакана дважды в день.

Противопоказания к применению ивана-да-марьи.

Будьте осторожны, растение содержит ядовитые гликозиды!

Каролина, специально для www.rasteniya-lecarstvennie.ru
Google

www.rasteniya-lecarstvennie.ru

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, или кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, архилин, муравьиное масло, медяница, или курячья слепота и петров крест. По легендам, целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети – как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.). Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Общие сведения о растении Иван-да-Марья

Цветы иван да марья

Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) – однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод – яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения – 15-60 см.

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.

Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже – фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку – у них тоже ярко отличающиеся два цвета.

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

Магические свойства

У восточных славян цветок иван-да-марья являлся символом купальских празднований. Во многих местностях у русских он известен также под названиями «цветок Купалы», «купавка», «купальница», «Иваньковский цвет». Белорусы называют его «брат и сестра» и «цветок плача», а украинцы – «братками».

Происхождение этого цветка у восточных славян и некоторых народов, соседствующих с ними – поляков, литовцев, связывается с фольклорным мотивом наказания брата и сестры за инцест – кровосмесительный брак. Так, у русских известно поверье о превращении брата и сестры, вступивших в запретную связь, в цветок, который, соответственно их именам – Иван и Марья, так и стал называться иван-да-марья. У украинцев и поляков широко распространены легенды с близким сюжетом: брат и сестра, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, поженились и лишь позже узнали, что они брат и сестра. От стыда и горя они превратились в траву, цветы которой – синего и желтого цвета. В фольклоре всех восточных славян встречаются баллады и песни, в которых рассказывается о том, что брат и сестра едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве:

А в вокресенье венчали,

В понедельник спать клали.

Стал пытати детина,

Якого роду девчина.

«Я с Киева войтовна, По батюшке Карповна!»

Стала пытати девчина,

Якого роду детина:

«Я с Киева войтович, По батюшке Карпович!»

«Ах, и где ж тому было,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не йдет,

А брат сестру не берет!

Мы пойдем у поле,

Мы скинемся травою

А что братец с сестрою!»

Эти баллады чаще всего использовались в качестве купальских песен. Невольное нарушение брачного запрета, встречающееся в обрядовых песнях на этот сюжет, соотносится с бытовавшими в народе рассказами о том, что в купальскую ночь в древние времена снимались запреты на любовные отношения между всеми мужчинами и женщинами. Этим обычаем объясняется и тот факт, что инцестуальные мотивы являются наиболее частыми именно в купальских песнях. Широко был распространен, например, купальский песенный сюжет о брате, который хочет убить свою сестру-соблазнительницу. В другой песне делается акцент на том, что инициатива в предложении инцеста принадлежит сестре:

Ходит коник

Вороненький.

На том коне <…>

Иван сидит,

За ним Марья <…>

Вдогон бежит:

«Постой, Иван <…>

Скажу нечто! <…>

Тебя люблю <…>

С тобой пойду!

Загадаю <…>

Три загадки.

А что растет <…>

Без кореня?

А что горит <…>

Без полымя?

А что бежит <…>

Без повода?»

В этой песне содержится архаичный мотив разгадывания загадок космогонического характера (в данном случае разгадка – камень, сажа, вода), который в мифопоэтических текстах имеет отношение к теме испытания на знания, свидетельствующие о готовности к браку.

Сопоставив фольклорный и обрядовый материал восточных славян с мифологиями других народов, исследователи пришли к выводу, что в основе легенд, поверий, купальских песен об инцесте, в том числе и текстов о происхождении цветка иван-да-марьи, лежит архаичный миф о близнецах, один из которых – Иван – связан с жизнью и огнем, а другой – Марья – со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Песни о происхождении цветка иван-да-марьи, связанного с нарушением брачного запрета между братом и сестрой, исполняли в купальскую ночь, пока не сгорало колесо и не затухал обрядовый костер.

В украинских поверьях этот цветок является символом спасения от любви людей, близких по крови. У русских иван-да-марью наряду с некоторыми другими травами использовали для изготовления венков – девичьих головных уборов купальского праздника. Бросая эти венки в воду, девушки гадали о своей судьбе: если венок прибьется обратно к берегу, значит, в этом году остаться в девушках; уплывет к другому берегу – к замужеству; ну, а если венок потонет – гадающую ждет смерть. В Санкт-Петербургской губернии девушки, совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, входили в воду с цветами иван-да-марьи и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть.

Как и другие травы, цветок иван-да-марья в день летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, обладал, по народным представлениям, магической силой, которой крестьяне старались успеть воспользоваться. Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы. Как правило, за ними отправлялись девушки и молодки – вышедшие замуж в текущем году. В Псковской губернии они, ходили по полю в «рядок» – взявшись за руки, пять-шесть человек – и, собирая растения, обязательно пели:

Пойдем, девки, лугом,

Станем, девки, кругом,

Сорвем по цветочку,

Совьем по веночку,

Куда их денем?

Невестам оденем.

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни. Растения, среди которых цветок иван-да-марья встречался наиболее часто, приносили в деревню большими охапками. Их рассыпали по полу в храмах, жилищах и по земле во дворах, клали к окнам и около икон. Эти растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Во время грозы сохраненную травку бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии, то есть от стихии огня. Цветок иван-да-марья, сорванный в купальскую ночь, клали в углы избы: по поверьям, это помогает избежать кражи. Вор не войдет в дом, где есть иван-да-марья, потому что «брат с сестрой будут говорить; вору будет чудиться, что говорит хозяин с хозяйкой». В белорусской традиции этот цветок – «брат-сестра» – использовали как целебное средство: купальским утром его давали коровам, чтобы были благополучны. Здесь же считали, что он помогает от кашля. В Полесье вплоть до второй половины ХХ века с этой же травой, называемой здесь «братками», купали детей, чтобы они хорошо спали.

Цветок папоротника

Цветы иван да марья

Описание

Сначала факты. Папоротники – отдел очень древних растений, богатый своим разнообразием (более 10 тыс. видов). Размножаются папоротники спорами и

вегетативным путем (отростками). Споры находятся на тыльной стороне листка и вполне невзрачны. Некоторые виды папоротников выбрасывают стрелку со спорами, которая напоминает соцветие, но никак не одиночный цветок. А еще папоротники бывают ядовитые. Летом в жаркую погоду в лесу воздух насыщен испарениями. Возможно, именно они вызывают различные слуховые и зрительные галлюцинации.

Легенды о цветке папоротника

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считались особыми, таинственным и затаённым растениям, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Людей привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них – скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал – папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло…».

Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

В России бытовала такая легенда о папоротнике:«Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего».

С этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной из них, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум — венерин волос.

Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался «надёжным» и сильно действующим «ведьминским корнем».

У крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.

Когда искать цветок папоротника?

Цветы иван да марья

Тут все выглядит просто. Цветет он в ночь на Ивана Купала. А значит искать его следует ночью с 6 на 7 июля. Не тут-то было! Некоторые утверждают, что Купала празднуется 7 июля, а искать нужно в ночь праздника, следовательно, нужная ночь – с 7 на 8 июля. Кроме того, по старому стилю этот праздник приходился на 23-24 июня, что соответствует легенде про Перунов цвет. Примерно на этот период, с 20 по 26 июня, приходится день летнего солнцестояния, и именно в эти дни в других странах отмечают Ивана Купала. С переходом на новый стиль праздник сместился на 2 недели, а солнце, видимо, забыли предупредить, поэтому

днем летнего солнцестояния так и считается 22 июня. Мало того, нужно учитывать, что праздник Ивана Купала возник вследствие объединения языческого праздника Купала и христианского празднования дня рождения Иоанна Крестителя (22 июля). Так что когда искать – придется решать самим.

Где искать?

Это понятно. Там, где растет папоротник. Но вряд ли для этого подойдет папоротник в вазоне с вашего подоконника или с дачного участка. Нужен дикорастущий папоротник. Внешний вид у него достаточно характерный, так что вряд ли вы спутаете его с каким-то другим растением. Папоротники достаточно неприхотливы, им лишь бы было тепло да сыро. Поэтому растут они в лесах, на болотах, возле рек. Но идти все-таки придется в лес, причем в самую глухую его часть.

Как искать цветок папоротника?

Ответ напрашивается сам собой – тщательно. Хотя некоторые варианты легенды утверждают, что нужно возле папоротника очертить ножом магический круг, который будет защищать вас от нечисти, расположиться в нем и терпеливо ждать появления цветка. Расцветет он ровно в полночь и будет цвести… какое-то время. По разным источникам – от одного мгновения до целой ночи. Непонятно только как выглядит этот цветок. Одни говорят, что это крупный красный, «огненный», цветок, другие – серебристый, третьи – маленький беленький цветочек. Все сходятся только в одном – цветок этот светится. Отсюда пошли другие его названия: светицвет, горицвет, жар-цвет, цвет-свет. Значит, разглядеть его ночью будет не так-то сложно. Только, говорят, будет страшно. Нечисть будет всячески стараться напугать вас видениями, различными звуками, могут даже окликать вас по имени. Представления наших предков об этом описаны Гоголем в «Майской ночи». А еще утверждают, будто у цветка этого есть страж какой-то особенный, цель которого – не дать вам сорвать заветный цветочек.

Что делать потом?

Цветы иван да марья

Цветок нужно быстро сорвать. Вдруг он все-таки цветет лишь одно мгновение. Потом, по различным источникам, спрятать и бежать, или бережно нести в ладонях. Главное – не оглядываться. Или же, по другим данным, сидеть в очерченном круге, дожидаясь утра. Что с ним делать дальше – непонятно. Видимо, засушить и хранить в домашнем гербарии. В одной из легенд сказано, что цветок вообще нужно бросить в реку и загадать желание.

Для чего вообще он нужен?

Обладатель цветка папоротника обретает массу сверхспособностей. Он будет уметь фактически все: понимать язык зверей, видеть клады сквозь толщу земли, становиться невидимым, мгновенно переноситься с места на место (телепортироваться), быть неуязвимым, повелевать духами, кроме того, все его желания будут исполняться. Все это будет длиться до тех пор, пока цветок папоротника будет находиться в ваших руках. А охочих отобрать у вас этот цветок будет достаточно и среди людей, и среди представителей нечистой силы.

mfina.ru

Если не все знают, как называется это растение, то наверняка все видели его. Оно широко распространено и легко привлекает к себе внимание контрастной окраской: ярко-желтые цветы и иссиня-фиолетовые кроющие листья. Название символизирует противопоставление Иван-Марья, мужчина — женщина. Цветы имеют цветочную трубку красно-бурого цвета. Губа цветов тоже постепенно краснеет.

легенды об иван-да-марье
Иван-да-Марья

Ботаническое название цветка melampyrum nemorosum.

Издалека можно подумать, что иван-да-марья (марьянник дубравный) цветет и желтыми и синими цветами. Но подойдя ближе понимаешь, что цветы у него желтые, а над ними расположены яркие синие листочки, которые прикрывают собой сами желтенькие цветы. Такой контраст делает растение очень ярким и привлекательным, приковывает к себе взгляд.

А символика растения состоит в том, что в нем как бы объединяются огонь и вода — земное и небесное.

Сочетание желтого и синего цвета олицетворяет купальские символы огня и воды, которые широко используются во время праздника. Люди верят, что цветок способен соединить людей с богами. Из-за этого считается, что союзы, заключенные на Купалу, являются нерушимыми, даже если совершились без ведома родни. Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) – с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подожженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.

легенды об иван-да-марье
1

Иван-да-Марья – одна из распространенных сильных трав. Считается, что эта трава позволяет организму достичь гармонии инь и янь — энергии, помогают человеку достигнуть счастья в жизни, притягивает к нему то, чего ему не хватает.

Все зло трава убирает, т.к. пробуждает резервные силы организма противостоять ему. Это растение успокаивает нервную систему, при постоянном применении отвара из травы, человек заметно преображается.

Люди верят, что собирать Иван-да-Марью нужно близ дня Ивана Купалы (это и есть время ее созревания). После сбора трава сохраняет свои свойства всего лишь один лунный месяц. Однако ученые установили, что химический состав травы не меняется дольше.

Нужно обязательно воспользоваться случаем попариться веником из Иван-да-Марьи вечерком 7 июля (а в Беларуси Купалле отмечают 24 июня), чтобы приобрести красоту и благополучие.

легенды об иван-а-марье
2

легенды об иван-да-марье
3

Существует такая красивую легенда.

В солнечный погожий денек пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но внезапно налетела гроза, засверкали молнии. Иван испугался за жизнь красавицы Марьи и заслонил ее от молний. Но, все обошлось благополучно, молодые люди вернулись домой невредимыми. А в том месте, где храбрый Иван спас девушку выросла трава с красивыми фиолетовыми листиками, которые, как храбрый молодец, защищают от невзгод золотисто-желтые цветы. С тех пор это растение получило имя Иван-да-Марья.

Оказывается Иваном-да-Марьей нарекли люди не только это растение, но и некоторые другие, в окраске которых присутствует синий и желтый цвета. Одно из таких растений — это Анютины глазки (Фиалка трехцветная). Об этом цветке есть тоже красивая легенда.

легенды об иван-да-марье
4

Жил в лесу некрасивый, кривоногий с копытами, взъерошенный Леший.
И жил по-своему, и горевал по-своему и радовался тоже не как все. Не боялся он быть одиноким, друзей у него не было, а про любовь и не слыхал. Но, случилось так, что Леший влюбился. Увидел он весною под кустиком желтую фиалку – Марьюшку и пропал совсем. Фиалочка цветет-красуется, на Лешего внимания не обращает. Леший старался привлечь внимание красавицы, хвастался, что все умеет и знает, но фиалка все-равно на него не смотрела. Леший сделал предложение фиалочке, замуж ее позвал, а она ему и ответила: «Ивана люблю, за него замуж пойду». А рядом цвел счастливый фиолетовый Иван. В свое время поженились две влюбленные фиалки и зажили вместе одним цветком. Так и стал цветок двухцветным — желтым и фиолетовым. Желтенькие лепестки — Марьюшка, а фиолетовые — Иванушка. А Леший, бедняга, и по сей день по лесу ходит, горюет и жалуется всем на неразделенную любовь.

легенды об иван-да-марье
5

Иван-да-Марья прекрасный медонос.

А еще это очень умное растение. Оно уникально приспособилось к распространению своих семян. А семена распространяют муравьи. Сами семена похожи на зерна пшеницы, имеют мешочки с ароматными маслами. Муравьи очень любят эти масла и перетаскивают семена…

Это растение очень практично. На его корнях есть присоски, которые прикрепляются к корням других растений и таким образом цветок питается соком других растений. Этот цветок ядовит, но обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу (поэтому нужно быть очень осторожными при употреблении отваров из этой травы).

Есть еще легенды, повествующие о запретной любви.

Родные брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за что они были обращены Богом в цветок. По другой версии – превращение в цветок произошло по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться.
Есть еще один вариант, где сестра хотела соблазнить брата, но он убил ее за это. Ее последней волей было посадить на могиле этот цветок.

Еще Иван-да-Марьей люди называют живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок.

легенды об иван-да-марье
6

Вот еще одна легенда.

Жили-были брат Иван да сестра Марья в избушке на берегу озера.
Озеро тихое, а слава дурная. В этом озере водился Водяной.
Каждую ночь Водяной начинает воду будоражить, тину со дна поднимать. В эти лунные ночи выходят из воды русалки и прячутся от Водяного в деревьях. И зовут их тогда древяницами.
И наказывал брат Иван сестре Марье не выходить из избы, кабы лиха не случилось. Велел ей тихо сидеть и песен не петь, когда его дома нету. Ушел Иван в лес на охоту. Марья работу по дому выполнила и стало ей скучно. Села у окна и запела песню. Вдруг слышит тонкий голос зовет ее на улицу выйти. Выглянула Марья за дверь, и ахнула. Там русалки хороводы ведут. Вышла к русалкам Марья, надели они венок на голову Марье и признали ее своей царицей.
Вдруг из кустов выглянула страшная голова Водяного и его корявые руки потянулись к девушке.
Вернулся Иван с охоты, а Марьюшки нет дома. Везде искал он ее, но не нашел. Настала купальская неделя. Решил Иван сплести себе новые лапти и идти искать сестру.
Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел Марьюшку искать.
Шел, шел, видит – стоит голая липка, с которой он лыко драл. Пошел дальше искать. Но куда ни пойдет везде находит эту липку. Рассердился Иван и решил срубить ободранную им липку. Замахнулся топором, а липка говорит человеческим голосом: «Не руби меня Иван, я сестра твоя Марья. Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду. Чтобы я опять стала Марьей, тебе надо найти полынь-траву и бросить ее мне в лицо». Только она это проговорила, как лапти понесли Ивана далеко в лес. Нашел он полынь-траву. И бросил Иван в липку полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала. Бросили они домик у озера, уехали жить далеко-далеко.
И живут неразлучно до сих пор и кличут их всегда вместе – Иван да Марья.

легенды об иван-да-марье
7

легенды об иван-да-марье
8

Из цветов на Ивана Купалу традиционно собирают купаленку (желтоголов), медвежьи ушки, богатенку и иван-да-марью. С последним связано стародавнее предание о купавшихся в дождевых потоках языческих Перуне-громовнике и богине Заре, звучащее громким откликом в белорусской купальской песне.
О другом ведает легенда о Купале и Костроме.
В день летнего солнцестояния Огненный бог, бог Луны и Огня, огненных жертвоприношений и домашнего очага Семарг встречает на берегу Pa-реки (Волги) богиню ночи – Купальницу. У них родятся дети – Купала и Кострома. Судьба разлучает брата и сестру, младенца Купалу уносят за тридевять земель гуси-лебеди, но им вновь суждено встретиться. Как-то, через много лет, гуляла прекрасная Кострома по берегу реки, плела венок и хвалилась, что никто и никогда венок этот не сорвет (стало быть, вовек не выйдет она замуж). Боги разгневались на девицу за самонадеянность и решили покарать ее. Резкий порыв ветра сорвал венок с головы и бросил в воду, а там его подобрал проплывавший на лодке Купала. Разлученные в младенчестве брат и сестра не узнали друг друга, а обычай повелел им жениться.
Была сыграна свадьба, а затем несчастные Кострома и Купала узнали, что они – родные брат и сестра. Решили покончить с собой – утопиться. Кострома стала русалкой или, по-русски, – Мавкой. Жестокие боги смилостивились и превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья).

Легенды о цветах

Мастер-классы

Успешного цветоволшебства и до новых встреч на сайте VortexFlowers.net

Не стесняйтесь сказать «спасибо» своему цветочному мастеру в комментариях и отблагодарить нажатием на кнопки соц сетей! Заходите почаще!

vortexflowers.net

Иван-да-марья: легенды и предания

Знания о цветке Иван-да-марья уходят своими корнями вглубь веков. В языческие времена предки-славяне называли цветок Купала-да-Мавка. Лишь с приходом христианства он обрел новое имя, дошедшее и до наших дней.

Согласно восточнославянским мифам жили на белом свете брат с сестрой – Купала и Кострома, волею случая и родительского ослушания разделенные в детстве. Через много лет злосчастный случай вновь их свел вместе, но не ведали они о своем родстве, и полюбили друг друга. И лишь после свадьбы узнали, что сердца их связаны запретной любовью. Горькая правда заставила брата и сестру выбирать между смертью и позором. Они выбрали смерть – Кострома утопилась в глубине лесного озера, и стала первой русалкой-Мавкой, а Купала бросился в жар костра.

Боги, глядя на такую трагедию, сжалились и превратили брата с сестрой в красивый цветок – частью синий, как вода, частью желтый, как огонь. С приходом христианства Купала был переименован в Ивана (в честь Иоанна Крестителя), а Мавку, горемычную сестру его, нарекли Марией, в честь Богородицы.

Волшебством наделяет молва двуликий цветок, сорванный в день летнего солнцестояния (на праздник Купалы):

  • помогает уйти от преследования человеку, носящего его при себе;
  • обладатель дивного растения сможет быстро передвигаться, будь под ним даже старая кляча (в современной интерпретации окажет помощь гонщику на любом автомобиле);
  • свежевыжатый сок растения давали пить людям, потерявшим память или рассудок;
  • хранение в доме мистического растения способствует защите жилища от злых намерений и духов;
  • выступает хранителем мира между мужем и женой.

Ботанические особенности цветка Иван-да-марья

Однолетнее травянистое растение из обширного семейства Норичниковые, предпочитающее полутень в лесах и рощах. Из этого семейства в средней полосе России произрастает два вида: Марьянник дубравный и Марьянник луговой.

Ведет полупаразитарный образ жизни благодаря небольшим присоскам (ризоидам) на слаборазвитой корневой системе. Присоски цветка Иван-да-марья прикрепляются к соседним культурам и даже деревьям, и растение подпитывается их соками. Отличительные особенности:

цветение иван-да-марьи

  1. В высоту растет от 10 до 50 см. Причем высота марьянника напрямую зависит от того, к какому растению он «присоседился».
  2. Заостренные ланцетовидные листья Иван-да-марьи располагаются супротивно друг другу на прямостоячем стебле. Внутренняя сторона листьев оснащена короткими волосками.
  3. Двугубые цветки желтого оттенка, а в синий окрашены верхние шерстисто-зубчатые прилистники (они не являются цветками).
  4. Цветение длится с июня по сентябрь.
  5. Иван-да-марья интенсивно выделяет нектар, являясь отличным медоносом.
  6. Размножается преимущественно семенным способом. Распространению растения способствуют муравьи, которые любят лакомиться сочными семенами и растаскивают их.

Внимание! Коров нельзя пасти в районах произрастания Иван-да-марьи, т.к. растение относится к ядовитым и насыщено гликозидами. Молоко от коров, которые употребили в пищу марьянник будет горьким и неприятным на вкус.

Заготовка и фармакологические свойства

В официальной медицине не используются препараты, содержащие цветок Иван-да-марья. Однако народные целители применяют в своих лечебных снадобьях марьянник, пользуясь рецептами, дошедшими до наших дней из глубины веков.

Для заготовки лекарственного сырья используется вся надземная часть Иван-да-марьи, включая его плоды. В период цветения растение либо выдергивают с корешком, либо срезают. Затем лекарственное сырье подвергают сушке в тени или в любом помещении с доступом свежего воздуха, разложив тонким слоем на сухой поверхности, или же подвесив пучками. Хранится сухоцвет Иван-да-марьи в сухом помещении с хорошей вентиляцией в течение 2-х лет в матерчатых мешках.

как применять иван-да-марью

Цветок Иван-да-марья богат флавоноидами и органическими кислотами.

Лекарственное растение обладает следующими эффектами:

  • успокаивающим (действует подобно транквилизаторам);
  • противосудорожным;
  • гипотензивным;
  • ранозаживляющим;
  • противовоспалительным;
  • положительно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Иван-да-марья: показания к применению

В народной медицине марьянник широко применяется для лечения золотухи (в современной интерпретации разновидность атопического дерматита у детей). О давнем использовании растения для лечения этого недуга свидетельствует одно из народных названий цветка – Золотушник. При этом поражении кожи Иван-да-марья применяется наружно — ребенка моют в отваре или делают примочки.

Сухую измельченную траву марьянника целители используют в качестве ранозаживляющего и антисептического средства, предотвращая гнилостные процессы. В виде настоя Иван-да-марью употребляют внутрь при гипертонии и заболеваниях сердца. Травяным чаем облегчают состояние при невралгии и эпилепсии.

лечение травой иван-да-марья

Однако не следует начинать лечение без консультации с опытным травником. В случае нарушения дозировки и режима приема Иван-да-марьи возможны следующие проявления:

  • дискомфорт или боли в области желудка;
  • тошнота, рвота;
  • раздражительность;
  • сонливость;
  • замедление сердечного ритма;
  • урежение пульса;
  • слабость.

При появлении одного или нескольких вышеперечисленных симптомов необходимо прекратить употребление Иван-да-марьи, промыть желудок и обратиться за медицинской помощью. Не лишним будет напомнить что Иван-да-марья относится к ядовитым растениям, и применение внутрь беременными и детьми строго противопоказано.

dachadizain.ru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.