Иван да марья растение

Как выглядит цветок иван да марьяИван-да-марья — растение, распространенное в европейской части России и в западной Сибири. Оно с древности овеяно легендами и поверьями, в значительной мере из-за своей контрастной окраски с ярко-желтыми цветами и иссиня-фиолетовыми листьями.

Восточные славяне верили, что в этом цветке объединены земное и небесное: цветок может соединить людей с богами. В день празднования Ивана Купалы его срывали, и он становился символом сакрального брака между мужчиной и женщиной. Желтый цвет – жениха, а синий – невесты.

Этот цветок – трава силы. Считается, что он может помочь достичь гармонии инь и ян, привнести то, чего человеку не хватает, – полного земного счастья.

Описание и использование растения

Внешний вид


Где растет иван да марьяЦветок иван-да-марья – травянистое однолетнее растение. Его можно встретить на лугах, лесных полянах, около кустарников, на опушке леса, вблизи болот. Ботаническое обозначение — Melampyrum nemorosum L. В народе имеет разные наименования: марьянник дубравный, брат и сестра, медунка, желтяница, огнецвет, желтушка, иванова трава, луговой звонец…

Стебель достигает высоты 15-50 см. На его корне имеются присоски, которыми оно прикрепляется к корням соседних растений и питается от них соком. Цветок является полупаразитом. Стебель марьянника дубравного прямой, покрытый белесыми волосками. Все цветки по одному расположены на цветоножках и развернуты в одну сторону. Около каждого желтого цветка находится лист синего или фиолетового цвета.

Плод растения — это коробочка яйцевидной формы, похожая на зерно пшеницы. Эти семена разносят муравьи, перетаскивая их по земле. Поэтому густые заросли этой травы часто находятся вдоль муравьиных троп в лесу.

Это растение является прекрасным медоносом, но ядовито. Наземная его часть содержит алкалоиды и гликозиды. Наиболее опасны семена. Лекарственные формы из него необходимо принимать осторожно.

Сегодня современная фармакология занимается более глубоким изучением растения.

Применение в лечебной практике

Трава иван-да-марья издавна широко используется в народной медицине. Применяется в виде примочек, отваров, настоев и ванн при лечении:

  • кожных заболеваний
  • невралгии
  • гипертонии
  • головокружения
  • болезней сердца
  • заболеваний ЖКТ.

Марьянник дубравный оказывает ранозаживляющее, противовоспалительное, инсектицидное действие. Используются плоды с семенами и наземная часть растения.

С успехом травой лечат:

  • эпилепсию
  • депрессии
  • чесотку
  • диатез
  • туберкулез кожи
  • ревматизм.

Как использовать растение иван да марьяОпределенных противопоказаний нет. Не рекомендуется беременным и людям, склонным к аллергии. Сбор травы происходит в период цветения, который продолжается с мая по сентябрь. Сушку выполняют в помещении, которое хорошо проветривается. Сухое сырье хранят десять месяцев.

Настой цветка используют как эффективное средство для ванн и обмываний. Для этого обычно 3 ст. ложки сухой травы заливают 1 л кипятка и настаивают два часа, затем процеживают.

Настой цветка для лечения гипертонии, болезней сердца, желудка и невралгии приготавливают из 1 ст. ложки травы, залитой 1 стаканом кипятка. Через полчаса процеживают и принимают 2 раза в день по ½ стакана.

Наружно применяют порошок из измельченной травы для заживления ран.

Отвар плодов растения используют для борьбы с вредными насекомыми.

Однако надо помнить о том, что растение очень ядовито, и соблюдать меры предосторожности.

Магические свойства цветка


Лечебная сила цветкаСчитается, что это растение обладает магическими свойствами. В прошлом траву срывали в день летнего солнцестояния и держали ее при себе как средство защиты: бытовало поверье, что цветок убережет от погони и опасных людей. Для защиты от воров, злых духов цветы иван-да-марья помещали в углы дома.

Свежим соком из цветка поили людей, потерявших слух или рассудок. Считалось, что наличие этой травы в доме не допускало ссор и разногласий между супругами.

И в наше просвещенное время люди верят, что для того, чтобы обрести красоту и благополучие, надо на Ивана Купала попариться в бане с веником из травы иван-да-марья.

Легенды

Цветок иван-да-марья в народе всегда считался символом верности и любви. Существует много вариантов легенд о происхождении названия этого цветка. Самая распространенная из них – о Купале и Костроме. Легенда поведала о том, что однажды в день летнего солнцестояния бог домашнего очага Семарг увидел на берегу реки Ра (Волга) богиню ночи Купальницу и влюбился. Родились у них дети: сын Купала и дочка Кострома.


Случилось так, что гуси-лебеди украли Купалу и унесли за тридевять земель. Много лет пронеслось с тех пор. Как-то раз прекрасная Кострома гуляла на берегу реки, заплела венок и надела на голову. Говорила подружкам, что никогда никто не сорвет венок с ее головы (т. е. она никогда не выйдет замуж). Боги рассердились на нее за эти слова. Унесло ветром венок с ее головы. Упал венок в реку. В то время проплывал мимо на лодке Купала и подобрал венок. По обычаю должны были они пожениться. Только после свадьбы они узнали, что являются братом и сестрой, но успели уже полюбить друг друга. Тогда, чтобы не расставаться, они решили утопиться. Боги смилостивились над ними и обратили их в растение иван-да-марья. С тех пор они всегда вместе.

Трава иван-да-марья на даче

Как вырастить цветок иван да марьяМарьянник дубравный — дикая трава, но своей яркой окраской привлекает ландшафтных дизайнеров. С их помощью некоторые садоводы создают на дачном участке небольшие поляны из этих цветов, а также красивые бордюры на клумбах или украшают альпийские горки. Это придает саду живописный вид и добавляет уникальности. Но существует опасность, что эти цветы из-за своих паразитических свойств и быстрого распространения могут навредить остальным посадкам на дачном участке.

В настоящее время цветок марьянника дубравного, так красиво названный народом и овеянный легендами наших предков, наибольшее применение находит только в народной медицине.


fikus.guru

Лекарственное растение иван-да-марья Легенда о цветке иван-да-марья говорит о юноше Иване и девушке Марье, которые решили никогда не разлучаться и превратиться в красивые цветки. У Ивана с тех пор — рубаха лиловая, а у Марии — желтый платочек. Так и стоят они и никуда друг без друга… В память о двух любящих сердцах и прозвал народ цветок Иван-да-Марья.

Растение иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.), иначе называемое в народе: марьянник дубравный, брат и сестра, братка, медунка, желтяница, медянка, огнецвет, желтушка, иванова травка, трехцветная трава, луговой звонец — один из четырех цветков атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Но все больше его знают как растение адам-и-ева (иван-да-марья))…

В народе считалось, что цветы ивана-да-марьи, собранные на Купалу защищают дом от черных людей весь год, а трава восстанавливает мир в семье между супругами. Растение интересно еще и тем, что его семена, привлекают муравьев своими ароматными мешочком, в результате они растаскивают их по лесу, распространяя растение…


Описание растения иван-да-марья.

Травянистое, однолетнее растение семейства норичниковых иван-да-марья вырастает в высоту на 15 — 50 см. На корнях растения есть присоски, которые прикрепляются к корням других растений и подкармливается от них соком.
Стебель марьянника дубравного — ветвистый, прямой, опушенный белесыми волосками, опущенными вниз. Листья яйцевидно-ланцетные, супротивные, цельно- крайние, длиннозаостренные.

Цветок иван-да-марья поникший, все цветки сидят по одному на коротких цветоножках, в пазухах верхних листьев, повернуты в одну сторону, группируясь в рыхлую кисть. У каждого цветка есть прицветный лист, фиолетового, ярко-лилового, малинового или синего цвета, окрасим более интенсивнее у верхушки. Венчик ярко-желтый, чашечка длинноопушенная. Плод ивана-да-марьи – коробочка в форме яйца, раскрываясь делится надвое. Цветение растения можно наблюдать начиная с конца весны и до осени.

Где растет огнецвет (иван-да-марья)?

Лекарственное растение иван-да-марья распространено в лесостепной и лесной европейской части России, на северо западе и западе лесостепи Украины, на Кавказе, занесли его и в Сибирь. Встречается в лиственных лесах, в кустарниках, по опушкам, на меловых склонах и сырых торфяных лугах.

Фото растения иван-да-марья.


Лекарственное растение иван-да-марья

Фотография цветка медунка (ивана-да-марьи).

Лекарственное растение иван-да-марья

Можете увидеть более крупную фотографию цветка, если нажмете на фото.

Заготовка растения иван-да-марья.

Для изготовления препаратов применяется лечебная трава иван-да-марья (цветки, стебли, листья) и плоды. Плоды растения собирают в июле — сентябре, надземную часть — в мае – сентябре. Траву сушат в тени, под навесом, хранят не более 10 месяцев отдельно от других растений.

Химический состав растения иван-да-марья.

В состав растения входят гликозид дульцит, алкалоиды, в семенах найден ядовитый гликозид аукубин.

Лечебные свойства травы иван-да-марья.

Растение медунка обладает местным раздражающим, инсектицидным, наркотическим, ранозаживляющим и противовоспалительным воздействием.

Применение растения иван-да-марья.

Народная медицина нашла применение настою травы при болезнях сердца, желудка, крапивнице, золотухе, а наружно использует в виде обмываний и ванн при различных сыпях, золотухе, чесотке и экземе, диатезе и туберкулезе кожи.


Свежая размельченная надземная часть лекарственного растения заживляет раны. Водный отвар плодов растения ивана-да-марьи используют для уничтожения насекомых как инсектицид. Также трава марьянника дубравного применяется при эпилепсии.

Медунка: рецепты для лечения.

Настой из ивана-да-марьи.

3 ст. л. травы лекарственного растения марьянника дубравного облейте литром кипятка, выдержите 2 часа, фильтруйте. Применяйте для обмываний и местных ванн при заболеваниях кожи.

Настой ивана-да-марьи при эпилепсии.

1 ст. л. травы лекарственного растения ивана-да-марьи облейте стаканом кипятка, выдержите 30 минут, а затем фильтруйте. Пейте по половине стакана дважды в день.

Противопоказания к применению ивана-да-марьи.

Будьте осторожны, растение содержит ядовитые гликозиды!

Каролина, специально для www.rasteniya-lecarstvennie.ru
Google

www.rasteniya-lecarstvennie.ru

Цветок: описание и другие его названия

Это растение может носить разные народные «имена», такие как желтушка, желтяница, Иванова трава, липняк, меткая трава, луговой звонец и Иван-да-Марья. Но это далеко не все названия, поскольку эта трава за долгие годы привлекла внимание многих людей, которые с радостью дарили ей новые «прозвища». Но по-научному ее именуют как марьянник дубравный из рода марьянник, семейства норичниковых. Но в народе в основном прижилось название Иван-да-Марья.


Цветок (фото показано выше) является однолетним и может вырастать от 15 до 60 сантиметров. Его стебли опущены, листья заостренные, зеленые. Цветки ярко-желтого цвета собраны в несколько соцветий, каждый из них имеет двугорбую, неправильную форму. Цветки украшены фиолетовыми прицветниками зубчатого вида. После цветения появляется небольшой яйцевидный плод. В коробочке созревают продолговатые семена и приобретают бурый, почти черный тон. Они являются пищей для лесной дичи. Благодаря обильному выделению нектара цветок относится к медоносу.

«Характер» растения

Марьянник хорошо себя чувствует, произрастая на лугах, лесных опушках и полянах. В распространении ему помогают муравьи, которые переносят упавшие семена в другие места, где в следующем году вырастает Иван-да-Марья. Цветок (фото предлагается ниже) относится к полупаразитам, и его питание смешанное. Он живет благодаря почве, воде, углекислому газу и солнцу, но часть своей энергии он черпает от других растений. Для этого он присасывается корешками к соседним травам и выжимает из них соки.

Почему назвали Иван-да-Марья

Большинство растений не обладают такой контрастной окраской, именно поэтому цветок Иван-да-Марья оброс легендами и поверьями. Каждый народ рассказывал свою версию появления цветка, но в любой такой истории были влюбленные, которые хотели остаться вдвоем. Именно этот яркий цветок стал символом верности. Еще с давних лет считалось, что синий — это цвет мужчин, а желтый, соответственно, женский. Но даже имена Иван и Марья были не случайными, ведь в те времена именно они были самыми распространенными и могли символизировать любую влюбленную пару.

Распространенные легенды


Первая история связана с двумя влюбленными, которых звали Иван и Марья. Пара пошла в лес, чтобы собирать грибы. Но неожиданно налетели тучи, засверкала молния, полил дождь. Красавица Марья испугалась, но Иван ее заслонил от ненастья. После того как гроза окончилась, влюбленные побежали домой. Спустя время на этом месте, где парень оградил девушку от ненастья, вырос прекрасный желтый цветок, а над ним склонился фиолетовый листочек, который его «окутывал», как Иван заслонял Марью.

Есть другая легенда о цветке Иван-да-Марья. В одном лесу жил лохматый Леший, который не имел друзей и пугал прохожих. Но однажды весной он заметил красивую желтую фиалку, в которую сразу влюбился. Ее звали Марьюшка. Леший ею любовался, а фиалка даже не смотрела на него. Однажды он не выдержал и признался, что очарован, и предложил ей выйти за него замуж, но Марьюшка просто отвернулась. Он обещал ей звезды собрать, но красавица сказала, что ничего от него не хочет. Она любила цветущего рядом сиреневым цветом Иванушку. И эти две фиалки поженились и стали жить вместе на одном стебельке. А леший ушел горевать. Вот такие истории сочинял народ в прошлые времена. Но помимо легенд цветок Иван-да-Марья славится своими целебными свойствами.

Лечебные характеристики растения

Растение имеет свойство оказывать противовоспалительное и ранозаживляющее воздействие. Травники используют отвар из марьянника для лечения желудочных и сердечных болезней. Также его настой можно добавлять в ванны для избавления от экзем, ревматизма, туберкулеза кожи.

Сбор травы

Для приготовления лекарственных средств используют все наземные части: плоды, цветы, листья и стебли. Сбор растения начинается в мае и оканчивается в сентябре. Плоды можно найти с июля по сентябрь. Растение нужно сушить в проветриваемой комнате. После этого его держат отдельно от остальных трав. Стоит помнить, что растение быстро растрачивает свои целебные свойства, поэтому его предельный срок хранения составляет 10 месяцев.

Предостережение

Всем, кто решил использовать цветок Иван-да-Марья для лечения, нужно помнить, что он является ядовитым, поэтому важно проявлять осторожность, особенно принимая растение внутрь. Семена содержат в своем составе аукубин. Он способен воздействовать как наркотическое средство, а также оказывать раздражающее действие. Обычно это выражается в сонливости, понижении сердечной деятельности и слабости. Если после применения этого препарата вы заметили перечисленные симптомы, стоит сразу обратиться к доктору.

Рецепты настоев

Если имеется чесотка, сыпь или золотуха, можно приготовить отвар, который добавляется в ванную или используется для местного протирания. Для приготовления необходимо залить литром кипятка три ложки травы. Настаивать нужно два часа, после чего средство процеживается.

Если у человека наблюдаются головокружения, гипертония, эпилепсия, болезни сердца, невралгии, проблемы с ЖКТ, готовится другой настой из этой же травы. Для приготовления стакан кипятка выливают в емкость со столовой ложкой марьянника дубравного. После того как пройдет полчаса, средство процеживается. Принимать нужно два раза в день по полстакана.

Для того чтобы быстрее заживить раны, можно воспользоваться свежей молотой травой. Таким же действием обладает порошок из Иван-да-Марьи.

Если нужно избавиться от вредных насекомых, готовится отвар из плодов.

Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетний

Некоторые любители растений хотели бы завести в своем цветнике этот красивый цветок. Сразу стоит сказать, что марьянник является дикой травой. Но существуют другие виды комнатных цветов, которые домохозяйки называют Иван-да-Марья. Можно отметить, что они во многом отличаются от марьянника. Среди таких домашних растений может быть бегония клубневая. Также Иван-да-Марьей называют кампанулу. Но у нее есть и другое имя -«Жених и невеста». Цветок Иван-да-Марья комнатный (фото показано выше) отличается от настоящего еще и тем, что он многолетний и размножается не только семенами, но и черенками.

Если говорить о марьяннике, то его иногда применяют как бордюрное растение. Оно отлично дополняет композиции, оформленные корягами и валунами. Но поскольку этот красавец — полупаразит, не многие решаются оставить его на своем участке.

www.syl.ru

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, или кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман адамова голова, болотный голубец, ревенька, одолень-трава, земляника, перенос, на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, архилин, муравьиное масло, медяница, или курячья слепота и петров крест. По легендам, целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети – как наиболее чистые (не живущие половой жизнью, не имеющие месячных очищений и т. п.). Украинские девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растения для изготовления веников, мётел, корзин.

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Общие сведения о растении Иван-да-Марья

Иван да марья растение

Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) – однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод – яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения – 15-60 см.

Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.

Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже – фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку – у них тоже ярко отличающиеся два цвета.

Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).

Магические свойства

У восточных славян цветок иван-да-марья являлся символом купальских празднований. Во многих местностях у русских он известен также под названиями «цветок Купалы», «купавка», «купальница», «Иваньковский цвет». Белорусы называют его «брат и сестра» и «цветок плача», а украинцы – «братками».

Происхождение этого цветка у восточных славян и некоторых народов, соседствующих с ними – поляков, литовцев, связывается с фольклорным мотивом наказания брата и сестры за инцест – кровосмесительный брак. Так, у русских известно поверье о превращении брата и сестры, вступивших в запретную связь, в цветок, который, соответственно их именам – Иван и Марья, так и стал называться иван-да-марья. У украинцев и поляков широко распространены легенды с близким сюжетом: брат и сестра, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, поженились и лишь позже узнали, что они брат и сестра. От стыда и горя они превратились в траву, цветы которой – синего и желтого цвета. В фольклоре всех восточных славян встречаются баллады и песни, в которых рассказывается о том, что брат и сестра едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве:

А в вокресенье венчали,

В понедельник спать клали.

Стал пытати детина,

Якого роду девчина.

«Я с Киева войтовна, По батюшке Карповна!»

Стала пытати девчина,

Якого роду детина:

«Я с Киева войтович, По батюшке Карпович!»

«Ах, и где ж тому было,

Чтоб сестра за брата шла?

Сестра за брата не йдет,

А брат сестру не берет!

Мы пойдем у поле,

Мы скинемся травою

А что братец с сестрою!»

Эти баллады чаще всего использовались в качестве купальских песен. Невольное нарушение брачного запрета, встречающееся в обрядовых песнях на этот сюжет, соотносится с бытовавшими в народе рассказами о том, что в купальскую ночь в древние времена снимались запреты на любовные отношения между всеми мужчинами и женщинами. Этим обычаем объясняется и тот факт, что инцестуальные мотивы являются наиболее частыми именно в купальских песнях. Широко был распространен, например, купальский песенный сюжет о брате, который хочет убить свою сестру-соблазнительницу. В другой песне делается акцент на том, что инициатива в предложении инцеста принадлежит сестре:

Ходит коник

Вороненький.

На том коне <…>

Иван сидит,

За ним Марья <…>

Вдогон бежит:

«Постой, Иван <…>

Скажу нечто! <…>

Тебя люблю <…>

С тобой пойду!

Загадаю <…>

Три загадки.

А что растет <…>

Без кореня?

А что горит <…>

Без полымя?

А что бежит <…>

Без повода?»

В этой песне содержится архаичный мотив разгадывания загадок космогонического характера (в данном случае разгадка – камень, сажа, вода), который в мифопоэтических текстах имеет отношение к теме испытания на знания, свидетельствующие о готовности к браку.

Сопоставив фольклорный и обрядовый материал восточных славян с мифологиями других народов, исследователи пришли к выводу, что в основе легенд, поверий, купальских песен об инцесте, в том числе и текстов о происхождении цветка иван-да-марьи, лежит архаичный миф о близнецах, один из которых – Иван – связан с жизнью и огнем, а другой – Марья – со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Песни о происхождении цветка иван-да-марьи, связанного с нарушением брачного запрета между братом и сестрой, исполняли в купальскую ночь, пока не сгорало колесо и не затухал обрядовый костер.

В украинских поверьях этот цветок является символом спасения от любви людей, близких по крови. У русских иван-да-марью наряду с некоторыми другими травами использовали для изготовления венков – девичьих головных уборов купальского праздника. Бросая эти венки в воду, девушки гадали о своей судьбе: если венок прибьется обратно к берегу, значит, в этом году остаться в девушках; уплывет к другому берегу – к замужеству; ну, а если венок потонет – гадающую ждет смерть. В Санкт-Петербургской губернии девушки, совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, входили в воду с цветами иван-да-марьи и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть.

Как и другие травы, цветок иван-да-марья в день летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, обладал, по народным представлениям, магической силой, которой крестьяне старались успеть воспользоваться. Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы. Как правило, за ними отправлялись девушки и молодки – вышедшие замуж в текущем году. В Псковской губернии они, ходили по полю в «рядок» – взявшись за руки, пять-шесть человек – и, собирая растения, обязательно пели:

Пойдем, девки, лугом,

Станем, девки, кругом,

Сорвем по цветочку,

Совьем по веночку,

Куда их денем?

Невестам оденем.

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни. Растения, среди которых цветок иван-да-марья встречался наиболее часто, приносили в деревню большими охапками. Их рассыпали по полу в храмах, жилищах и по земле во дворах, клали к окнам и около икон. Эти растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Во время грозы сохраненную травку бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии, то есть от стихии огня. Цветок иван-да-марья, сорванный в купальскую ночь, клали в углы избы: по поверьям, это помогает избежать кражи. Вор не войдет в дом, где есть иван-да-марья, потому что «брат с сестрой будут говорить; вору будет чудиться, что говорит хозяин с хозяйкой». В белорусской традиции этот цветок – «брат-сестра» – использовали как целебное средство: купальским утром его давали коровам, чтобы были благополучны. Здесь же считали, что он помогает от кашля. В Полесье вплоть до второй половины ХХ века с этой же травой, называемой здесь «братками», купали детей, чтобы они хорошо спали.

Цветок папоротника

Иван да марья растение

Описание

Сначала факты. Папоротники – отдел очень древних растений, богатый своим разнообразием (более 10 тыс. видов). Размножаются папоротники спорами и

вегетативным путем (отростками). Споры находятся на тыльной стороне листка и вполне невзрачны. Некоторые виды папоротников выбрасывают стрелку со спорами, которая напоминает соцветие, но никак не одиночный цветок. А еще папоротники бывают ядовитые. Летом в жаркую погоду в лесу воздух насыщен испарениями. Возможно, именно они вызывают различные слуховые и зрительные галлюцинации.

Легенды о цветке папоротника

Папоротник всегда привлекал к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Он считались особыми, таинственным и затаённым растениям, не похожим на все остальные. Он вечно что-то скрывал, рос в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Людей привлекала таинственность этих растений, загадка их размножения пpи отсутствии цветков. Все растения цветут, а этот нет – значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг начинают возникать легенды о папоротнике, сказания, сказки. В них – скромный обитатель лесов и наделяет теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал – папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pаспускается раз в году в ночь на Ивана Купала. В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады.

После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

Согласно легенде о папоротнике в полночь перед Ивановым днем папоротник на несколько мгновений зацветает ярко-огненным цветком с волшебными свойствами. Около полуночи из листьев папоротника внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится — и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в полночь созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот приобретает власть повелевать всем.

В повести «Вечера накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в «Вечерах накануне Ивана Купала» так описывает цветение папоротника: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя». «Теперь пора!» — подумал Петро и протянул руку… Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло…».

Сорвав цветок папоротника и подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад.

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

В России бытовала такая легенда о папоротнике:«Пастух пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на поросль, которая только что расцвела. Пастух, не замечая этой травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым и сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке и не разуваясь несколько дней, пастух в это короткое время скопил деньги и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытряхивать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папоротника. С этого времени потерял он свое счастье, потерял деньги и не стал узнавать будущего».

С этим растением связаны красивые легенды. Согласно одной из них, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум — венерин волос.

Широко распространённое предание об огненном цветке папоротника, который нужно было найти в ночь на Ивана Купалу, связано с папоротником щитовник мужской, но и кочедыжник женский так же получил свою долю в этом древнем ритуале. Ещё с племенных первобытных времён кочедыжник женский считался «надёжным» и сильно действующим «ведьминским корнем».

У крестьян Вологодской области издавна существовало такое поверье, что если в ночь на Ивана Купалу найти большой женский папоротник, терпеливо посидеть около него, не шевелясь и накрывшись плотной тканью, то можно узнать все тайны лесных трав и целебных растений. Якобы, спустя какое-то время можно будет увидеть в полумраке не очень тёмной северной ночи, как мимо папоротника женского пробегут одна за другой все лечебные травы, каждая назовёт себя и скажет, от какой болезни помогает.

Когда искать цветок папоротника?

Иван да марья растение

Тут все выглядит просто. Цветет он в ночь на Ивана Купала. А значит искать его следует ночью с 6 на 7 июля. Не тут-то было! Некоторые утверждают, что Купала празднуется 7 июля, а искать нужно в ночь праздника, следовательно, нужная ночь – с 7 на 8 июля. Кроме того, по старому стилю этот праздник приходился на 23-24 июня, что соответствует легенде про Перунов цвет. Примерно на этот период, с 20 по 26 июня, приходится день летнего солнцестояния, и именно в эти дни в других странах отмечают Ивана Купала. С переходом на новый стиль праздник сместился на 2 недели, а солнце, видимо, забыли предупредить, поэтому

днем летнего солнцестояния так и считается 22 июня. Мало того, нужно учитывать, что праздник Ивана Купала возник вследствие объединения языческого праздника Купала и христианского празднования дня рождения Иоанна Крестителя (22 июля). Так что когда искать – придется решать самим.

Где искать?

Это понятно. Там, где растет папоротник. Но вряд ли для этого подойдет папоротник в вазоне с вашего подоконника или с дачного участка. Нужен дикорастущий папоротник. Внешний вид у него достаточно характерный, так что вряд ли вы спутаете его с каким-то другим растением. Папоротники достаточно неприхотливы, им лишь бы было тепло да сыро. Поэтому растут они в лесах, на болотах, возле рек. Но идти все-таки придется в лес, причем в самую глухую его часть.

Как искать цветок папоротника?

Ответ напрашивается сам собой – тщательно. Хотя некоторые варианты легенды утверждают, что нужно возле папоротника очертить ножом магический круг, который будет защищать вас от нечисти, расположиться в нем и терпеливо ждать появления цветка. Расцветет он ровно в полночь и будет цвести… какое-то время. По разным источникам – от одного мгновения до целой ночи. Непонятно только как выглядит этот цветок. Одни говорят, что это крупный красный, «огненный», цветок, другие – серебристый, третьи – маленький беленький цветочек. Все сходятся только в одном – цветок этот светится. Отсюда пошли другие его названия: светицвет, горицвет, жар-цвет, цвет-свет. Значит, разглядеть его ночью будет не так-то сложно. Только, говорят, будет страшно. Нечисть будет всячески стараться напугать вас видениями, различными звуками, могут даже окликать вас по имени. Представления наших предков об этом описаны Гоголем в «Майской ночи». А еще утверждают, будто у цветка этого есть страж какой-то особенный, цель которого – не дать вам сорвать заветный цветочек.

Что делать потом?

Иван да марья растение

Цветок нужно быстро сорвать. Вдруг он все-таки цветет лишь одно мгновение. Потом, по различным источникам, спрятать и бежать, или бережно нести в ладонях. Главное – не оглядываться. Или же, по другим данным, сидеть в очерченном круге, дожидаясь утра. Что с ним делать дальше – непонятно. Видимо, засушить и хранить в домашнем гербарии. В одной из легенд сказано, что цветок вообще нужно бросить в реку и загадать желание.

Для чего вообще он нужен?

Обладатель цветка папоротника обретает массу сверхспособностей. Он будет уметь фактически все: понимать язык зверей, видеть клады сквозь толщу земли, становиться невидимым, мгновенно переноситься с места на место (телепортироваться), быть неуязвимым, повелевать духами, кроме того, все его желания будут исполняться. Все это будет длиться до тех пор, пока цветок папоротника будет находиться в ваших руках. А охочих отобрать у вас этот цветок будет достаточно и среди людей, и среди представителей нечистой силы.

mfina.ru

Сияет Марья в жёлтом сарафане,

Она — невеста, а Иван — жених,

Он в сине-фиолетовом кафтане,

И дан им стебель общий на двоих.

Всегда вдвоём в союзе неразлучном

Среди лугов встречаются они —

Иван-да-Марья — в том названье звучном

Знак верной неизмеренной любви!

 

Александр Соловьев

 

Иван да Марья – народное имя, которым называют несколько совершенно разных растений. Иногда так зовут фиалку трехцветную, иногда  — шалфей луговой, так в некоторых областях принято называть барвинок и живучку женевскую, но наиболее часто под этим именем знают марьянник дубравный.

 

 

Это растение привлекает к себе взгляд неожиданным видом своих цветов, кажется, что Иван-да-Марья цветет одновременно и желтыми, и синими цветами. Такой цветовой контраст делает это растение необыкновенно эффектным и ярким. На самом деле цветки у этого растения желтого цвета, а над ними, этаким необычным зонтиком, расположены ярко синие листочки, которые прикрывают собой сами цветки.

 

Народных названий у этого растения очень много: луговой звонец, желтушка, иванова трава, липняк, иванец, брат с сестрой, медунка, сорочьи стружки, золотушная трава.

 

С этим растением связано много народных преданий, большей частью посвященных запретной любви. Один из самых распространенных сюжетов народного фольклора повествует о том,  как родные брат и сестра, Иван и Марья, не зная о своем кровном родстве, вступили в брак, а когда узнали, что они родные по крови, ужаснулись случившемуся, но не смогли расстаться друг с другом, за что и были превращены богами в прекрасный цветок, ставший символом верности.

 

Славяне с давних времен наделяли цветы Иван-да-Марьи сильными магическими свойствами. Считалось, что сорванные в ночь на Ивана Купалу, они способны стать надежным оберегом дома от любых злых сил и чар, а также хранителем супружеского счастья.

 

 

Само сочетание желтого и синего цветов у славян являлось олицетворением купальских символов двух противоположных стихий — огня и воды. Именно поэтому Иван-да-Марья — один из четырех цветков — атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Славянские народы верили, что цветок Иван-да-Марьи помогает установить союз человека с богами, ведь в нем навсегда нашли свой союз две непримиримости — огонь и вода — земное и небесное.

 

Народные сказания утверждают, что эта травка способствует достижению человеком гармонии между стихиями инь и янь, даруя вечное счастье.

 

А еще на Руси существовал обычай попариться в баньке веником из Иван-да-Марьи в Купальскую ночь, чтобы обрести здоровье, красоту и благополучие.

 

Ботаническое название Иван-да-Марьи — марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum). Это  однолетнее полупаразитное травянистое растение высотой 15-50 см. Корень тонкий, слабый, растение легко выдергивается из земли. Все растение покрыто короткими беловатыми волосками. Стебель прямой, ветвистый. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные, длиннозаостренные, цельнокрайние. Цветки, слегка поникающие, на коротких цветоножках, обращены в одну сторону, находятся по одному в пазухах верхних листьев, образуя рыхлую одностороннюю кисть. Цветок имеет ярко-желтый венчик и прицветный лист фиолетового, синего или малинового цвета. Чашечка цветка трубчато-колокольчатая, с четырьмя зубцами, два из которых более длинные. Плод — яйцевидная, заостренная коробочка. Семена трехгранные, бурые, удлиненные.

 

Зацветает Иван-да-Марья в конце весны и цветет почти все лето до самой осени. Семена марьянника дубравного прорастают осенью, в сентябре – октябре у них образуется длинный ветвящийся корешок. Зимуют они под опадом, прямо на поверхности почвы. Дальнейшее их развитие происходит весной, после таяния снега.

 

Марьянник дубравный приспособился к распространению своих семян весьма оригинальным способом. В качестве добровольных распространителей семян выступают муравьи. Дело в том, что семена этого растения напоминают зерна пшеницы и имеют «мешочки» с ароматными маслами. А эти масла очень нравятся муравьям, которые и перетаскивают семена. Поэтому так часто густые заросли Иван-да-Марьи появляются вдоль оживленных лесных муравьиных троп.

 

Это растение — полупаразит. На его корнях имеются присоски, с помощью которых оно прикрепляется к корням других растений и таким образом питается их соком. Иван-да-Марья может паразитировать на ивах, орешнике, ольхе, ели, а также пастушьей сумке, медунице, сныти, существенно подавляя развитие растений-хозяев. Правда, после преждевременной гибели ослабленных растений-хозяев, погибает и их паразит.

 

В России марьянник дубравный широко распространен в лесной и лесостепной зонах европейской части. Чаще встречается по опушкам, разреженным лиственным лесам, среди кустарников, на сырых торфяных лугах, на меловых склонах, лесных пастбищах, обычно  образуя густые заросли.

 

 

Всего род марьянник насчитывает 13 видов, среди которых для европейской зоны наиболее характерными являются марьянник дубравный, марьянник полевой (Melampyrum arvense), марьянник луговой (Melampyrum pratense), марьянник лесной (Melampyrum silvaticum) и марьянник разрезной (Melampyrum laciniatum).

 

Иван-да-марья — растение-медонос.

 

Кроме того, марьянник дубравный издавна применяется в народной медицине, хотя ядовит. Отвары Иван-да-Марьи применяют при болезнях сердца и желудка, а также при невралгии и эпилепсии; для лечебных ванн — при лечении диатеза, различных сыпей, экземы, туберкулеза кожи, ревматизма. Растение обладает противовоспалительным, инсектицидным и сильным ранозаживляющим действием. Марьянник дубравный не является фармакопейным растением, хотя является перспективным для фармакологических исследований.

 

Как лекарственное сырье, используются цветки, стебли, листья, а также плоды. Собирают лекарственное сырье в период цветения растения. Сушку производят в хорошо проветриваемых помещениях.

 

Внимание! Лечебное сырье марьянника дубравного необходимо хранить отдельно от других растений! Срок хранения сухого сырья — до 10 месяцев.

 

При использовании этого растения в лечебных целях следует помнить, что оно весьма ядовито, поэтому применять его внутрь следует с большой осторожностью.

 

Плоды марьянника дубравного собирают с июля по сентябрь. Отвар плодов применяют для уничтожения вредных насекомых.

 

Марьянник дубравный обладает превосходными декоративными достоинствами. В садовом дизайне его можно использовать как бордюрное растение или, например, в композициях природного стиля вместе с другими некрупными растениями, живописными корягами и камнями.

 

Широкому использованию этого растения на садовых участках мешает то, что марьянник — полупаразит.

 

Сегодня его можно увидеть лишь в садах травников или отдельных любителей растений, к которым этот цветок чаше всего попал самозванцем, выросшим из семян, занесенных на участок садовыми муравьями. Однако, научившись сдерживать его «вредные» привычки, можно подружиться с уникальным растением-оберегом, к тому же еще необыкновенным красавцем, который будет вызывать неподдельное удивление и восхищение ваших гостей.

 

 

Фото: Максим Минин, Рита Бриллиантова

www.greeninfo.ru

Описание цветка

Иван-да-Марья – однолетнее травянистое растение, вырастает до полуметровой высоты. Корневая система имеет специфические присоски, благодаря которым цветок прикрепляется к другой растительности и живится ее соками. Прямостоячий стебель, покрытый белыми волосками, характеризуется разветвлениями. Яйцевидно-ланцетные листья отличаются длиннозаостренными формами.

Каждый желтый цветок дополнительно украшен прицветным листом синего, фиолетового, малинового или ярко-лилового окраса. По окончании периода цветения, который длится на протяжении всего лета, образуются плоды яйцевидных форм. В дальнейшем продолговатые семена, содержащиеся в коробках, служат пищей для лесных обитателей.

Другие названия цветка

Все понимают, что название в честь влюбленных Ивана и Марьи относится к народным. Помимо этого, можно услышать множество других наименований: Иванова трава, желтушка, меткая трава, желтяница, луговой звонец. В научной же литературе однолетнее растение встречается, как марьянник дубравный.

Ареал произрастания и «характер» растения

Преимущественно иван-да-марью можно встретить на лугах, полянах и лесных опушках европейского континента. Частично выживает растение благодаря воде, почве, солнцу и углекислому газу, еще часть энергии получает от других трав и цветков, присасываясь корневищами к соседней растительности. В связи с этим марьянник дубравный относится к полупаразитам со смешанным питанием.

Сбор и целебные свойства травы

Свойства цветка Иван-да-Марья.В качестве лечебного средства используют всю надземную часть иван-да-марьи: стебли, листья, цветки, плоды. Сбор начинается в конце весны и заканчивается в сентябре. Изначально собранный материал сушат в хорошо проветриваемом помещении, в дальнейшем хранят отдельно от других трав. Также стоит помнить, что марьянник дубравный очень быстро теряет свои качества и пригоден к употреблению с пользой на протяжении первых десяти месяцев.

В медицине траву используют в качестве ранозаживляющего и противовоспалительного средства. Приготовленный отвар из иван-да-марьи применяют при сердечных и желудочных заболеваниях. Добавление целебного растения в ванны способствует избавлению от ревматизма, экземы и туберкулеза кожи.

Эффективные рецепты с использованием цветка:

  1. Отвар на основе марьянника дубравного поможет избавиться от кожных высыпаний, чесотки или золотухи. Для приготовления на литр кипяченой воды разводят 3 ст. ложки целебной травы. По истечении двух часов настой процеживают и добавляют в ванную или используют для местных протираний.
  2. Для лечения гипертонии, сердечных заболеваний, для избавления от частых головокружений и приступов эпилепсии концентрация ингредиентов меняется. В этом случае 1 ст. л. иван-да-марьи заливают стаканом кипятка, настаивают около получаса и процеживают. Для эффективного лечения отвар употребляют дважды в день по половине стакана.
  3. Измельченное молодое растение, а также порошок иван-да-марьи способствует быстрому заживлению ран.

Противопоказания к применению

Столкнувшись с необходимостью применить в лечении иван-да-марью, всегда важно помнить о токсичных качествах травы. Это, в первую очередь, касается орального применения. Аукубин (глюкозид ринантин), содержащийся в семенах марьянника дубравного, оказывает раздражающее воздействие на организм, что чаще всего выражается ощущениями слабости, снижением сердечной деятельности, постоянной сонливости. При проявлении этих симптомов после применения препаратов на основе иван-да-марьи обязательно обратиться к врачу.

Комнатная разновидность Ивана-да-Марьи

Марьянник дубравный – представитель дикой растительности, хотя это не мешает заядлым цветоводам называть другие виды комнатных растений именами Ивана и Марьи. К одной из таких разновидностей относится бегония клубневая также ее называют кампанула или «жених и невеста». Домашний цветок во многом отличается от своего:

  • Виды цветка Иван-да-Марья.внешним видом. Бегония клубневая цветет практически круглый год, в связи с этим выступит в качестве декорации для любого типа интерьера. Растение представлено двумя типами цветков: махровыми, схожими с бутонами роз, и обычными, состоящих из 4-5 лепестков;
  • относиться к многолетней растительности;
  • размножается не только семенами, но и черенками.

В природном виде иван-да-марья прекрасно подходит для декорации бордюрных композиций, выполненных из камня или валунов. Но учитывая факт полупаразита, не многие решаются оставлять марьянник дубравный на своих приусадебных участках.

klumba.guru


Leave a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.